20-21 июля мне
довелось побывать на первой конференции iRecruitExpo в Амстердаме. Организатором выступила компания HRN Europe, которая известна по
проведению различных HR-событий
в Европе. Учитывая то, что это мероприятие проходило впервые, я не буду
останавливаться на мелких недостатках, а попробую поделиться теми тенденциями
европейского/мирового рекрутинга, которые мне удалось разглядеть за время пребывания
на iRecruitExpo.
В качестве докладчиков и участников на
конференции присутствовали представители гигантов мирового бизнеса – Microsoft, Oracle, LinkedIn, Groupon, Pepsi, SABMiller, Delloit, поэтому очень много докладов было связано
именно с особенностями подбора персонала в большом бизнесе. Не обошлось и без
активного участия вендоров, которые пытались привлечь внимание к своим решениям
– Oracle(Taleo), Kenexa, Success Factor, Lummese, HireVeu, BroadBean и др.
Отмечу, что такой состав участников наложил определенный отпечаток на всю атмосферу конференции. По-моему, она
получилась уж очень корпоративной и сдержанной, лично мне не хватало
неформального общения и какого-то предпринимательского духа. С другой стороны,
было очень интересно услышать, как те или иные рекрутинговые проблемы решаются в масштабах компаний с количеством сотрудников в десятки и даже сотни тысяч человек.
Первое, что
бросилось в глаза еще на этапе регистрации – все больше и больше коллег
использует термин «Talent Acquisition» вместо более привычного нам «Рекрутинг».
В чем разница (и есть ли она) между двумя этими понятиями – тема для отдельной
статьи, но пока точно можно отметить наличие тренда по переходу в сторону этого самого Talent Acquisition (на нашем рынке используется перевод «Управление
Талантами», хотя я сомневаюсь в его корректности).
Что касается
вопросов и тем, которые поднимались на конференции, то их можно разделить на 4
группы:
- Recruiting Analytics and Big Data
- Mobile Recruiting
- Recruitment Technology/Applicant
Tracking Systems
- Recruitment Strategy/Changes in
Recruitment
Конечно, не обошлось без уже привычных тем – Social Recruitment, Employment Branding, Talent Communities, но о них,
как мне показалось, говорили сравнительно мало.
Что касается
аналитики в рекрутинге, то наверное, наиболее ярким и интересным был доклад Chris Hoyt - "PepsiCo’s Big (Recruiting) Data". Chris поделился опытом о построении системы сбора и анализа информации о
рекрутинг-процессе PepsiCo и входящем потоке кандидатов (на основании BroadBean и информации из внутренней ATS). Причем идея была не только в том, чтобы
собрать эти данные, а позволить рекрутерам компании использовать указанную
аналитику в их ежедневной работе благодаря простому и понятному интерфейсу IPad-приложения. Хороший пример, когда данные
собираются не ради данных, а для принятия конкретных бизнес-решений.
Для меня, в свою очередь, было приятно увидеть, что некоторые подходы и расчеты, которые я начал
использовать по аналитике рекрутинга в EPAM Systems, очень похожи на
те, что приведены в докладе, в частности, по теме Candidate Sourcing.
Кроме этого об аналитике говорили Josh Bersin (“HighimpactTalent Acquisition New Roles, New Technology and Big Data Converge”), Thomas Waldman (“Thefuture of Search - “Will “Big Data” rule Recruitment?”) и Will Stanely (“RecruitingAnalytics: Telling the Story of a Hire”).
Второй блок
докладов касался Mobile Recruitment. Скажу откровенно, я практически не
интересовался данной темой до конференции, поскольку считал, что вся эта шумиха
вокруг мобильных технологий в рекрутинге немного преувеличена, и на самом деле
не так много людей ищут работу через мобильные устройства. Оказалось, что
ситуация на самом деле существенно отличается от моих представлений. Согласно
прогнозу Word Bank, через 4 года 71% населения будет
пользоваться смартфонами. Уже сейчас 27% LinkedIn-траффика идет через мобильные устройства, о
стремительном увеличении количества мобильного трафика говорят и сайты по
трудоустройству.
Учитывая все это, вполне вероятно, что в
ближайшем будущем вы увидите статьи на Italabre с тегом Mobile RecruitmentJ. Похоже,
эта тема гораздо актуальнее, чем мне казалось.
Ну и третий блок
докладов — это вопросы Applicant Tracking System и Recruitment Technology. Ни для
кого не секрет, что ATS – это
больной вопрос практически для всех, кто работает в рекрутинге больших международных
компаний. Прошлогодние поглощения Kenexa и Taleo только подверждают интерес к этому вопросу и со стороны большого бизнеса.
Дискуссия «Your Dream ATS», организованная в первый день
конференции, в очередной раз показала огромную пропасть между текущими
предложениями вендоров и ожиданиями пользователя, привыкшего к интерфейсам LinkedIn, Facebook, Twitter и многих других сервисов, без которых трудно представить себе
мир современного рекрутера.
Поскольку так
получилось, что мне в свое время удалось заглянуть по обе стороны баррикад, и
поработать с разными ATS с позиции как рекрутера так и администратора самой системы, могу
сказать, что волшебного решения, которое устроило бы всех, пока не предвидится.
И если мы видим определенный прогресс в приближении к пользователю ATS для малого бизнеса, то сотрудников
больших компаний пока порадовать нечем: все текущие Enterprise-решения
достаточно тяжелы в эксплуатации, а об интуитивно понятном интерфейсе приходится
только мечтать. В этом контексте очень интересно будет наблюдать развитие ATS от LinkedIn (Talent Pipeline), возможно, они
смогут изменить текущую ситуацию к лучшему.
Что касается
докладов по Recruitment Strategy/Changes in Recruitment, то здесь презентации
были интересны с точки зрения именно масштаба, на котором внедрялись те или
иные изменения. Согласитесь, даже относительно небольшое изменение процесса
превращается в проблему, если оно затрагивает десятки стран и тысячи
сотрудников.
Здесь показательным
был пример от Jennifer Candee , которая пытается менять подходы к Direct Sourcing в компании со штатом в семьдесят тысяч сотрудников, не имея
при этом вертикальной рекрутинговой структуры и выделенного бюджета.
Докладчики из Oracle и Groupon прежде всего заинтересовали
масштабностью рекрутинговых процессов, объемами найма и темпами роста.
Совершенно очевидно, что для достижения таких результатов рекрутинг
действительно должен уметь работать как партнер развивающегося бизнеса.
Отдельно хочется упомянуть о докладе “Hamsterto Hero – Driving Business Results through Talent Strategy” от Scott Pitasky и John Vlastelica. Во-первых, это отличный пример слаженной и
эффективной работы докладчиков во время совместной презентации, а во-вторых… Мне
кажется, в силу того, как исторически развивался рекрутинг в странах СНГ,
затронутая проблема достаточно близка для нас. Ведь я еще помню те времена,
когда в странах СНГ обязанности рекрутера чаще всего объединяли с обязанностями
офис-менеджера или секретаря (работа которых – это прежде всего выполнение
распоряжений, но никак не партнерство с бизнесом). Хочется верить, что сегодня
такая практика – скорее исключение, чем правило, тем не менее, рекрутинг по-прежнему
часто воспринимается как одна из вспомогательных/обслуживающих функций, которая
должна просто беспрекословно выполнять поручения бизнеса. Именно поэтому и hamsterJ.
Такой себе хомячок, задача которого всегда говорить «Да» и стараться изо
всех сил бежать-бежать внутри своего колеса. Как бы ни прискорбно было это
признавать, но в наших странах рекрутинг часто находится именно в таком
положении.
Изменится ли эта
ситуация в будущем? Хочется верить, что
да. Персонал, как бы пафосно это не звучало, уже давно стал ключевым
конкурентным отличием, а такие вещи обычно не доверяют «хомячкам». Тем не менее,
много зависит и от поведения нынешних рекрутеров, их желания и способностей
перейти от модели поведения «исполнитель приказов» к роли специалиста, который
действительно влияет на развитие бизнеса и готов брать на себя эту ответственность.
1 comment:
чтобы быть партнером в бизнесе, рекрутеру нужно уметь брать на себя ответственность за решения для бизнеса
если это происходит - он партнер
но, в массе своей люди не хотят и не умют решать проблемы бизнеса, поэтому - "хомячки"
Это проблема и бизнеса, и профессионального уровня рекрутера.
поэтому, разговоры о невспомогательной функции подбора в бизнесе - даже не смешны, когда их ведет тот, кто не владеет темой от и до.
Post a Comment