Tuesday, June 16, 2015

Рекрутинг для новичков: базовые правила

Несмотря на то, что я занимаюсь рекрутингом уже больше 7 лет и люблю то, что делаю, иногда мне жаль, что эта профессия настолько дискредитирована на нашем рынке. Часто перед тем, как начать продуктивное сотрудничество с клиентом, приходится тратить время на то, чтобы разуверить его в определенных стереотипах по поводу рекрутинга.  В большинстве случаев эти стереотипы формируются после работы с людьми, которые случайно попали в индустрию подбора персонала, либо не до конца понимают, чего же на самом деле от них ожидают клиенты.

Как по мне, есть несколько объективных причин столь низкого авторитета рекрутера:
  • низкий порог вхождения. Для того, чтобы начать работу рекрутером, обычно не требуется специального образования или знаний;
  • финансовая мотивация. успешный ИТ-рекрутер может зарабатывать хорошие деньги уже во время своего первого года работы;
  • незрелость рынка. У нас рекрутинг – это относительно молодая профессия, которая стала популярной всего 10-15 лет назад.

Вот только некоторые цифры в подтверждение вышесказанного на основании самостоятельного исследования LinkedIn. В США часть рекрутеров, у которых больше 5 лет опыта, составляет 66%, в Британии этот же показатель – на уровне 59%, а вот для Украины, России и Беларуси это всего лишь 33%. При этом у нас процент специалистов, у которых меньше чем 2 года опыта, составляет почти 30%.
Я всегда с подозрением отношусь к тем, кто пытается повысить свой авторитет за счет очернения коллег по цеху, поэтому не буду приводить здесь длинный список «грехов», замеченных за коллегами. Хотя, если уж совсем откровенно, то у рынка есть веские основания для того, чтобы нас недолюбливать.
Вместо этого хочу составить список действий, которых не стоит предпринимать, если вы занимаетесь подбором персонала.
  • Никогда, никогда не отправляйте приглашение в LinkedIn незнакомому человеку, используя стандартный текст типа «I'd like to add you to my professional network on LinkedIn». Конечно, нет ничего зазорного в том, чтобы ради экономии времени отправить такой текст давнему знакомому, который точно вас помнит, но, если же вы пытаетесь установить контакт с кандидатом, никогда не используйте обезличенный темплейт.
  • Всегда проверяйте, что вы не ошиблись с именем при обращении к кандидату.
  • Не делайте массовых рассылок, если вы не уверены в том, что ваше сообщение релевантно для адресата.
  • Не отправляйте пассивному кандидату длинный список позиций (без вменяемого описания), предлагая самому выбрать то, что нравится.
  • Не спрашивайте кандидата, которого сами выдернули на интервью, почему он хочет работать именно в вашей компании.
  • Читайте профиль/резюме кандидата перед тем как звонить/писать и предлагать «интересную вакансию». Если вы ожидаете, что кандидат найдет время вам ответить – сделайте свой home work и соберите о нем максимум информации.
  • Не спрашивайте у пассивного кандидата резюме и зарплатные ожидания в первом письме/сообщении.
  • Не предлагайте кандидатам тестовое задание как первый шаг рекрутингового процесса, выделите время на то, чтобы познакомиться со специалистом и «продать» ему вашу позицию.
  • Пересмотрите список вопросов, которые вы используете во время интервью и спросите себя, какова цель каждого из них. Если ответа нет – вычеркните: вы сэкономите свое время и время кандидата.
  • Не исчезайте после того, как ваш кандидат не прошел интервью. Обратная связь может быть короткой или развернутой, в зависимости от многих факторов, но она обязательна.
  • Если вы звоните кандидату перед тем, как начать продавать «интересную позицию», поинтересуйтесь, удобно ли ему говорить.
  • Найдите время для того, чтобы изучить резюме до начала собеседования.
  • Не превращайте интервью в допрос (особенно если вы собеседуете кандидата, который не ищет работу). Не забывайте, что кандидат во время собеседования тоже имеет право оценивать компанию, которая его пригласила.
  • Если вы размещаете вакансию, будьте готовы ответить на дополнительные вопросы кандидатов и подтвердить получение их резюме. В крайнем случае, укажите в тексте вакансии, что сможете связаться только с людьми, резюме которых прошло предварительный отбор.

Еще раз хочу обратить внимание на то, что эти правила не помогут превратить новичка в успешного рекрутера – это скорее базовые вещи, соблюдение которых позволит вам не портить репутацию профессии и свою собственнуюJ.

Удачной охоты!

7 comments:

Unknown said...

И еще важно: уважайте и цените время кандидата. Не заставляйте ждать начала собеседования. А если задержка произошла не по вашей вине, обязательно извинитесь и поблагодарите за ожидание.

Anonymous said...

Я предполагаю, что проблема не в небольшом среднем количестве лет на позиции, а в близком к нулю количестве книг, семинаров, блогов поглощенным рекрутером :) От еще годика (или пяти) повторения все тех же действий вырабатывается устойчивая привычка, которую потом уже и хорошим тренингом так сразу не пронять :)

Насчет чтения профиля:
Я добавил к себе в профиль ссылку[1], где описывал, как ко мне лучше подкатывать (я например люблю все детали по вакансии сразу). В ней же говорил, что упомянувший ее получает от меня плюс в карму. Из последних 10+ контактов с рекрутерами только одна девушка это сделала. Дружим :)

P.S. Так держать :) Айда делать рекрутинг приятным и полезным для всех сторон! :)

[1] http://swiftbricks.com/1029-a-successful-random-recruiters-guide-to-talking-to-me

Anonymous said...

ура! еще один пост, который так необходим новичкам в деле, но так и не будет ими прочитан.
дай б-г, каждый руководитель будет выдавать такой в первый рабочий день своих стажеров или новичков.

italabre said...

@Ivan согласен что количество лет опыта не всегда равно экспертизе, но все же обычно люди с большим опытом делают меньше именно базовых ошибок. Насчет ссылки отличная идея, можно сразу отсеивать тех рекрутеров кто не нашел времени прочесть профиль:)

italabre said...

@komaweisses откровенно говоря, для меня гораздо интереснее писать о чем то более сложном чем изменения текста приглашений в Linkedin:) Но я вот недавно понял что мой блог действительно иногда рекомендуют руководители своим новичкам в первый рабочий день и решил этим воспользоваться. Если из полторы тысячи людей которые читали статью вчера наберется хотя бы 50-100 новичков кто возьмет эти правила на вооружения то значит это уже того стоило.

Unknown said...

Спасибо большое за статью, ооочень полезно, кратко, информативно. новичок)

Unknown said...

Мне кажется многие вещи, о которых Вы написали в этой статье, можно отнести скорее к общей деловой (и просто взаимночеловеческой) этике, и которые являются базовыми для любой профессии, предусматривающих взаимодействие людей. И это очень-очень грустный факт.

Post a Comment

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...