Monday, January 30, 2012

LinkedIn как источник данных о компаниях и их сотрудниках

В течение 2011 года меня не раз посещали идеи о том, что LinkedIn – это интересный источник рекрутинговой информации не только в плане поиска потенциальных кандидатов: его можно использовать также для анализа динамики и структуры персонала различных компаний. Ведь на сегодняшний день в этой сети зарегистрировано около 2 млн 370 тысяч компаний, что открывает весьма обширное поле для деятельности.

Оформить свои мысли в статью меня подтолкнул рейтинг «ТОП-25 крупнейших украинских компаний-разработчиков» на портале dou.ua, и сегодня я попробую показать, как можно использовать LinkedIn для сбора и анализа информации о компаниях именно на примере лидеров этого рейтинга.

Прежде всего, нам нужно убедиться, что процент пользователей LinkedIn среди сотрудников интересующих нас компаний достаточен для того, чтобы рассматривать их как репрезентативную выборку.

На момент выхода статьи я собрал необходимую статистику из LinkedIn. Результаты представлены ниже:

Company
Employees in Ukraine*
LinkedIn Users**
% of employees at LinkedIn
1
Luxoft
2109
1116
52.9%
2
SoftServe
2054
1006
49.0%
3
GlobalLogic
1901
1090
57.3%
4
EPAM Systems
1900
1133
59.6%
5
Ciklum
1375
875
63.6%
6
Infopulse Ukraine
802
347
43.3%
7
ISD
590
193
32.7%
8
ELEKS
570
260
45.6%
9
Lohika
567
376
66.3%
10
Miratech
500
174
34.8%
Total
12368
6570
53.1%
*Согласно рейтингу от DOU
**Количество сотрудников компании, зарегистрированных в LinkedIn на 26 декабря 2011 года.

Как видно из таблицы, % пользователей LinkedIn среди сотрудников первой десятки рейтинга колеблется от 32% до 60% и в среднем составляет 53,1%.

Какие выводы можно сделать из этой цифры?

1. Если вы ИТ-рекрутер, работающий на украинском рынке и использующий LinkedIn как единственный инструмент поиска – вы теряете около 50% кандидатов.:)

2. Цифра больше 50% говорит о том, что мы можем рассматривать LinkedIn как достаточно репрезентативный источник информации для анализа динамики и структуры сотрудников этих компаний.

Какую же информацию о компаниях можно получить, используя LinkedIn? В качестве примера давайте попробуем собрать данные о Luxoft и посетим профайл этой компании.

Кроме стандартного Overview, у вас есть возможность познакомиться с открытыми вакансиями в разделе Careers, услугами компании в разделе Services, а также узнать о последних изменениях в секции Luxoft Activity on LinkedIn.

Но нас больше интересуют цифры... А именно, какое количество ваших контактов первого и второго уровня работают в этой компании плюс общее количество сотрудников, зарегистрированных в LinkedIn. В моем случае «отношения» с компанией Luxoft выглядят следующим образом:

Более интересная статистика ждет нас внутри линка «Check out insightful statistics about Luxoft employees». Здесь мы можем увидеть распределение сотрудников Luxoft по следующим критериям: Job Functions, Years Experience, Educational Degree и University Attended, а также сравнить эти показатели со средними данными в похожих компаниях.

Давайте попробуем посмотреть внимательнее на первых два графика.


В случае с Job Functions на примере Luxoft мы четко видим общую особенность аутсорсинговых компаний – крайне низкий процент сотрудников из направлений Sales & Marketing и Executive Leadership.


Что касается показателя Years of experience, то здесь так же четко заметна вторая характерная особенность аутсорсинговых компаний из Восточной Европы – очень большой процент сотрудников с опытом работы до 10 лет. Чуть позже мы сравним эти показатели для лидеров украинского аутсорсинга и попытаемся определить наиболее «неопытную» компанию.:)

А пока вернемся к странице Luxoft. Здесь нас могут заинтересовать и такие данные:

  • “Annual Company Growth” – годовой прирост сотрудников, зарегистрированных в LinkedIn; 
  • “Employees who have changed their title” – процент работников, которые изменили должность в течение последних 12 месяцев. Эта информация может быть особенно интересна для кандидатов при принятии решения в пользу той или иной компании, ведь фактически она говорит о потенциальных возможностях для быстрого роста внутри организации. 

Кроме этого можно узнать, сотрудники каких компаний наиболее часто переходят на работу в Luxoft и, соответственно, куда они уходят, покидая компанию. Давайте посмотрим на эти цифры внимательнее, поскольку они крайне интересны с точки зрения рекрутинга.


Мы видим, что у нас есть три компании, которые встречаются в обеих частях списка – GlobalLogic, Ciklum, EPAM Systems. Попробуем на основании данных LinkedIn определить направление миграции сотрудников для каждой из этих компаний по отношению к Luxoft.

Company
Work before…
Work after…
Result
53
74
21
55
30
-25
66
21
-45

Получается, что Ciklum и GlobalLogic проигрывают конкуренцию с Luxoft за текущих сотрудников, и только у EPAM Systems позитивный баланс по этому показателю.

“Most common skills of Luxoft employees” – еще один источник данных о наиболее распространенных навыках среди специалистов компании, ну а секция “Most recommended at Luxoft” поможет узнать, кто же среди текущих работников имеет больше всего рекомендаций в LinkedIn.

Теперь, когда мы разобрались, какую информацию можем собрать о компаниях, давайте вернемся к рейтингу от DOU и посмотрим на пятерку лидеров с точки зрения их мировых показателей, без привязки к Украине.

Для начала рассмотрим общее количество пользователей LinkedIn среди сотрудников этих компаний и количество Followers.

Company
Employees at LinkedIn
LinkedIn Followers
Followers per employee
1
4187
5674
1.4
2
3138
6924
2.2
3
2392
5982
2.5
4
1175
2083
1.8
5
1020
2038
2.0

По показателю соотношения «последователей» к сотрудникам лидирует Luxoft, и это вполне оправдано, учитывая факт, что страница данной компании выглядит в LinkedIn наиболее профессионально. Самый низкий показатель – у EPAM Systems.

Для сравнения – у Google это соотношение составляет 10.2, у IBM – 2, у Tata Consulting – 0.6.

Теперь – структура сотрудников каждой из компаний по количеству лет опыта:

Company
0-5 years
5-10 years
10-15 years
15-20 years
1
16%
56%
21%
8%
2
17%
58%
17%
8%
3
14%
59%
22%
6%
4
19%
54%
20%
7%
5
19%
60%
17%
4%

Похоже, Ciklum является наиболее «молодым». Сотрудники с опытом работы менее 10 лет составляют здесь 79%. Ну а больше всего опытных специалистов у EPAM Systems – 29% из них имеют опыт свыше 10 лет.

Теперь, как я и обещал, давайте опустимся на уровень ниже и соберем похожую статистику по сотрудникам этих компаний в Украине
.
Company
< 1 year
1-2 years
3-5 years
6-10 years
> 10 years
1
3.4%
10.8%
40.8%
36.3%
8.7%
2
3.7%
11.3%
40.3%
33.6%
11.1%
3
3.0%
10.7%
36.3%
40.2%
9.8%
4
4.2%
16.7%
37.8%
30.9%
10.3%
5
4.5%
13.1%
41.3%
34.2%
6.9%

Похоже, что и здесь Ciklum и SoftServe лидируют по количеству сотрудников с опытом работы меньше 1 года, а наименьший процент «новичков» у компании Luxoft – всего 3%.

Почему эти данные представляют интерес? Например, они могут пригодиться сотрудникам при выборе работодателя, а также помочь проверить, насколько правдивы сами компании в своих рекламных заявлениях.

Следующий срез, на который стоит обратить внимание – годовое увеличение количества сотрудников среди пользователей LinkedIn. Здесь мы снова говорим о мировых показателях, кроме этого, важно понимать, что процентный рост происходит как за счет роста сотрудников компании, так и за счет того, что текущие работники регистрируются в LinkedIn. 


В лидерах – Ciklum и Luxoft, также можно отметить уменьшение темпов роста GlobalLogic во второй половине 2011 года.

А сейчас попробуем посчитать, в какой компании из нашего списка у вас больше всего шансов построить быструю карьеру – проанализируем процент сотрудников, у которых за 2011 год изменилась должность.


На первом месте – SoftServe с показателем в 11.16%. Низкий результат Ciklum в этом рейтинге для меня пока остается загадкой. Есть идеи, чем он может быть обусловлен?

В самом конце хочу еще раз напомнить о том, что цель данной статьи – показать возможности LinkedIn для сбора и анализа информации о компаниях. Как любой внешний источник информации, он может содержать определенные ошибки и погрешности. Тем не менее, я уверен, что в будущем эти данные будут все более показательны по мере увеличения количества зарегистрированных пользователей системы.

8 comments:

Stoune said...

Ще цікаво було б подивитися розподіл по часу роботи в останній компанії, це може свідчити про лояльність компанії та умови праці.
А решта викладок підтвердило гіпотезу про кругооббіг людей в оутсорсі. Більша частина кандидатів переходить по колу між 5-ма найбільшими компаніями. Дехто буває й по 3 рази вертається в ту саму компанію.

Victor Soroka said...

Дякую за комментарій. Насправді якщо б була можливість скласти всі доступні в LinkedIn профайли працівників, в одну базу данних, то за допомогою нескладних запитів, можна було б отримати дійсно цікаву статистику... Середній термін роботи по компанії, середній термін на одній посаді, все це у розрізі регіонів і т.д.

Alexander Medovoy said...

Виктор,
Низким результатом Ciklum на последнем графике является скорее всего бизнес-модель компании,немного отличающаяся на фоне оставшихся участников большой пятерки.
Это компания - классический оператор outstaffing, и проектное направление развито слабо.
Основной принцип биллинга, с взиманием fixed fee per person и открытость зарплат для заказчика является очередным прямым подтверждением этого.
В результате Ciklum, специализирующийся в основном на outstaff решениях и построении команд под конкретного заказчика, предоставляет наименьшие возможности роста за рамками проекта, в который наняли конкретного сотрудника. Поскольку проекты в основном не крупнее 30 человека (за рядом нескольких исключений), человеку попросту некуда особенно расти в конкретном проекте. При смене проекта компания скорее уволит сотрудника, чем переведет его на другой проект, только если подходящий не зайдет, поскольку бенч долго не держится. В Ciklum наименее развит Resource management как процесс на уровне компании (по сравнению с другими крупными игроками), который бы позволял проводить ротацию внутри компании по проектам. Опять же это не говорит о компании плохо, а является следствием выбранной бизнес-модели.

Victor Soroka said...

Александр, спасибо большое за комментарий. Согласен что наведенные факты вполне могут обьяснить такой показатель. Интересно было бы также услышать мнение самих сотрудником Ciklum.

Arseny Burekhin said...

Согласен с Александром, добавлю от себя, как сотрудник Ciklum, что у меня была возможность сменить Job Title в 2011 году,но отказался тк вполне устраивает текущий )

Victor Soroka said...

Похоже сегодня в Сiklum начал работать новый Chief Operations Officer:) Еще одно подтверждения привлекательности Ciklum как работодателя (особенно учитывая предыдущее место работы Романа Хмиля)

Jean Lou Laborte said...
This comment has been removed by the author.
Jean Lou Laborte said...

linkedIn summary tips

Post a Comment

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...