Как обычно, за первые несколько дней в сети появилось много статей и отзывов о новом сервисе – поднимались вопросы этики и приватности, говорили о новом конкуренте Google и убийце LinkedIn, всячески восхищались и критиковали. Что касается использования Graph Search для рекрутинга, то западные СМИ и блоггеры уделили этой теме достаточно много внимания, но мне удалось найти только две русскоязычные статьи по данному вопросу:
«Facebook Graph Search — мои первые впечатления» и «Как социальный поиск Facebook может трансформировать рекрутинг».
Сегодня, когда первые эмоции уже стихли, давайте попробуем присмотреться внимательнее к возможностям этого сервиса с точки зрения рекрутинга и составить собственное мнение.
Прежде всего разберемся, что же такое Graph Search и в чем его отличие от множества существующих поисковых сервисов. Социальный граф – это граф, узлы (вершины) которого представлены социальными объектами, а ребра — связями между ними. Соответственно, поиск по графу отличается от классического веб-поиска, к которому мы все привыкли.
Facebook индексирует не содержание страниц и документов, а связи между объектами внутри этой социальной сети. На сегодня это около 1 миллиарда профилей, 24 миллиарда фотографий и триллион связей между профилями. Впечатляет, не правда ли?
Еще одно отличие поиска от Facebook – возможность обрабатывать запросы, составленные на «естественном человеческом языке» – хорошая новость для тех, кто не является фанатoм Boolean Search.J
Ну и третья особенность: результаты идентичных
запросов в этом поиске могут быть совершенно разными для разных пользователей. При
анонсировании нового сервиса очень много внимания было уделено теме приватности.
Действительно, в Facebook (в отличие от того же LinkedIn или МойКруг) очень много информации
личного характера, поэтому для компании
так важно было убедить пользователей в том, что их «маленькие секреты» не
станут достоянием общественности.
Что же на самом
деле можно искать с помощью Facebook Graph Search? Для начала – формальный ответ из справочного центра Facebook.
«Можно искать людей, страницы, друзей, фотографии
и другие материалы, которыми пользователи Facebook поделились с Вами, например,
можно узнать образование, родной город, город проживания, интересы, а также
места, рестораны, книги, фильмы, игры и музыку, которые нравятся Вашим друзьям».
Начнем с самого
простого запроса. Как обычно, используем ИТ-индустрию в качестве примера.J
Давайте поищем,
например, кандидатов с должностью «Software Developer». Фактически
это то же самое, что поиск в LinkedIn по полю Title.
Но, конечно, в
реальной жизни мы не ищем разработчика по всему миру, а в большинстве случаев ведем
поиск в определённом городе. Например, во Львове.
Давайте еще
немного усложним запрос. К нашим требованиям добавилось знание польского языка
(чего только не понадобится этим клиентамJ).
Попробуем
составить запрос для поиска таких же кандидатов в LinkedIn – Keywords:(Lviv AND Polish), Title: (Software developer). Здесь мы получаем 9 результатов, которые практически не
пересекаются с результатами из Facebook.
Интересно, не
правда ли? Уже на этих простых примерах становится понятно, что Facebook Graph Search имеет свои определенные особенности
и преимущества. Конечно, говорить о том, что он способен составить серьезную
конкуренцию LinkedIn пока рано, но то, что может привнести какие-то свежие идеи в мир
рекрутинга – очевидно.
А теперь о
недостатках Graph Search.
При использовании поиска от Facebook практически невозможно указать какие-то специфические языки,
технологии или инструменты, которые упоминает в своем профиле кандидат.
Во-первых, пользователи обычно вносят ограниченное количество профессиональной
информации в свои профили, ну и во вторых, как я уже писал в начале статьи, у
нас здесь нет возможности полнотекстового поиска.
Тем не менее, есть
несколько подходов, которые позволят вам с большей долей вероятности выделить
кандидатов с определенной специализацией.
Нужен специалист
по тестированию со знанием Selenium в Калифорнии? Предпочтение выходцам из Украины? Пожалуйста.J
Говоря о
количестве этих самых потенциальных кандидатов, необходимо упомянуть еще один важный
недостаток Graph Search – ограниченный круг поиска. Используя Graph Search, вы можете делать поиск либо только по public информации, или же тем данным, которыми поделились с вами ваши Facebook-друзья. Собственно, это и является одним из ключевых ограничивающих факторов использования сервиса для рекрутинга. Хотя
как знать… Возможно, в скором времени мы увидим у Facebook аналог LinkedIn Recruit с расширенными возможностями доступа к информации всех
пользователей?
Но вернемся к нашей
вакансии разработчика во Львове со знанием польского. Представим, что из 11
кандидатов, которых нам удалось отыскать, никто не подошел на нашу позицию.
Следующий шаг в такой ситуации – поиск специалистов, которые готовы переехать
во Львов. И здесь – люди, которые родились во Львове и, возможно, захотят
вернуться в родной город.
Если вы работаете
в большой компании, то можете легче находить коллег, которые, может быть, рекомендуют
нужных вам кандидатов. Например, вы заинтересованы в Product Managers из компании Google, а сами работаете в Facebook.
Если заменить Facebook и Google на Luxoft и Ciklum, то получим запрос, который вполне может
использоваться и на рынке СНГ.:)
Напоследок хочу
еще раз отметить, что не стоит сейчас смотреть на Facebook как серьезного конкурента LinkedIn в сфере рекрутинга. Скорее всего, именно LinkedIn поможет вам найти нужного кандидата
с оптимальным соотношением затраченных усилий к результату.J Но если вы
работаете над сложной вакансией, где типовые подходы к поиску не приносят
результата, возможно, именно Facebook окажется инструментом, который сможет вам помочь.
3 comments:
Хотел покрутить в руках сей инструмент, но почему-то все ссылки ведут на страницу-заглушку "Попробуйте бета-версию социального поиска" с предложением записаться в лист ожидания. В чем может быть проблема?
Facebook еще не для всех пользователей активировал этот функционал. Нужно добавиться в лист ожидания и доступ появится в течение нескольких дней.
или Вы можете поменять язык на English (US) и пользоваmmся этой функцией
Post a Comment