Wednesday, May 15, 2013

«Graph Search»: новые возможности для поиска в Facebook

Со времени появления последней записи в этом блоге прошло больше 6 месяцев… За эти полгода в рекрутинговом мире произошло много интересных событий, и сегодня я напишу о новости, которая, мне кажется, может оказать на этот мир существенное влияние.15 января текущего года Марк Цукерберг анонсировал Facebook Graph Search.

Как обычно, за первые несколько дней в сети появилось много статей и отзывов о новом сервисе – поднимались вопросы этики и приватности, говорили о новом конкуренте
Google и убийце LinkedIn, всячески восхищались и критиковали. Что касается использования Graph Search для рекрутинга, то западные СМИ и блоггеры уделили этой теме достаточно много внимания, но  мне удалось найти только две русскоязычные статьи по данному вопросу: 
«Facebook Graph Search — мои первые впечатления» и «Как социальный поиск Facebook может трансформировать рекрутинг».

Сегодня, когда первые эмоции уже стихли, давайте попробуем присмотреться внимательнее к возможностям этого сервиса с точки зрения рекрутинга и составить собственное мнение.

Прежде всего разберемся, что же такое Graph Search и в чем его отличие от множества существующих поисковых сервисов. Социальный граф – это граф, узлы (вершины) которого представлены социальными объектами, а ребра — связями между ними. Соответственно, поиск по графу отличается от классического веб-поиска, к которому мы все привыкли.

Facebook индексирует не содержание страниц и документов, а связи между объектами внутри этой социальной сети. На сегодня это около 1 миллиарда профилей, 24 миллиарда фотографий и триллион связей между профилями. Впечатляет, не правда ли?

Еще одно отличие поиска от Facebook – возможность обрабатывать запросы, составленные на «естественном человеческом языке» – хорошая новость для тех, кто не является фанатoм Boolean Search.J

 Ну и третья особенность: результаты идентичных запросов в этом поиске могут быть совершенно разными для разных пользователей. При анонсировании нового сервиса очень много внимания было уделено теме приватности

Действительно, в Facebook (в отличие от того же LinkedIn или МойКруг) очень много информации личного характера, поэтому  для компании так важно было убедить пользователей в том, что их «маленькие секреты» не станут достоянием общественности. 

Что же на самом деле можно искать с помощью Facebook Graph Search? Для начала – формальный ответ из справочного центра Facebook.

«Можно искать людей, страницы, друзей, фотографии и другие материалы, которыми пользователи Facebook поделились с Вами, например, можно узнать образование, родной город, город проживания, интересы, а также места, рестораны, книги, фильмы, игры и музыку, которые нравятся Вашим друзьям».

 А теперь давайте подумаем, что из этого может нести практическую пользу для рекрутинга.
Начнем с самого простого запроса. Как обычно, используем ИТ-индустрию в качестве примера.J

Давайте поищем, например, кандидатов с должностью «Software Developer». Фактически это то же самое, что поиск в LinkedIn по полю Title.
Но, конечно, в реальной жизни мы не ищем разработчика по всему миру, а в большинстве случаев ведем поиск в определённом городе. Например, во Львове.
Здесь мы уже видим первое преимущество по сравнению с LinkedIn – целенаправленный поиск по специалистам в конкретном городе (LinkedIn не позволяет делать этого в пределах Украины).

Давайте еще немного усложним запрос. К нашим требованиям добавилось знание польского языка (чего только не понадобится этим клиентамJ).
У меня в результатах – 12 человек, которые подходят по этим критериям, а у вас?
Попробуем составить запрос для поиска таких же кандидатов в LinkedIn Keywords:(Lviv AND Polish),  Title: (Software developer). Здесь мы получаем  9 результатов, которые практически не пересекаются с результатами из Facebook.

Интересно, не правда ли? Уже на этих простых примерах становится понятно, что Facebook Graph Search имеет свои определенные особенности и преимущества. Конечно, говорить о том, что он способен составить серьезную конкуренцию LinkedIn пока рано, но то, что может привнести какие-то свежие идеи в мир рекрутинга – очевидно.

А теперь о недостатках Graph Search.  При использовании поиска от Facebook практически невозможно указать какие-то специфические языки, технологии или инструменты, которые упоминает в своем профиле кандидат. Во-первых, пользователи обычно вносят ограниченное количество профессиональной информации в свои профили, ну и во вторых, как я уже писал в начале статьи, у нас здесь нет возможности полнотекстового поиска.

Тем не менее, есть несколько подходов, которые позволят вам с большей долей вероятности выделить кандидатов с определенной специализацией.
Вот такой запрос даст вам возможность, к примеру, найти разработчиков в Украине со знанием Java и немецкого языка.
Нужен специалист по тестированию со знанием Selenium в Калифорнии? Предпочтение выходцам из Украины? Пожалуйста.J
Разработчик со знанием JavaScript в Нью-Йорке и родом из Украины?
Конечно, то, что человек «лайкнул» Selemium или JavaScript на Facebook еще не гарантирует его познаний в этой области, но мы в любом случае получаем список людей, которые потенциально могут подходить под наши требования.

Говоря о количестве этих самых потенциальных кандидатов, необходимо упомянуть еще один важный недостаток Graph Search – ограниченный круг поиска. Используя Graph Search, вы можете делать поиск либо только по public информации, или же тем данным, которыми поделились с вами ваши Facebook-друзья. Собственно, это и является одним из ключевых ограничивающих факторов использования  сервиса для рекрутинга. Хотя как знать… Возможно, в скором времени мы увидим у Facebook аналог LinkedIn Recruit с расширенными возможностями доступа к информации всех пользователей?

Но вернемся к нашей вакансии разработчика во Львове со знанием польского. Представим, что из 11 кандидатов, которых нам удалось отыскать, никто не подошел на нашу позицию. Следующий шаг в такой ситуации – поиск специалистов, которые готовы переехать во Львов. И здесь – люди, которые родились во Львове и, возможно, захотят вернуться в родной город.
Какие еще варианты использования Graph Search в рекрутинге?

Если вы работаете в большой компании, то можете легче находить коллег, которые, может быть, рекомендуют нужных вам кандидатов. Например, вы заинтересованы в Product Managers из компании Google, а сами работаете в Facebook.
Такой запрос позволит вам не только выделить сотрудников Google с интересной вам должностью, но и поможет понять, кто из ваших текущих коллег способен вас представить или дать рекомендацию на нужного кандидата.

Если заменить Facebook и Google на Luxoft и Ciklum, то получим запрос, который вполне может использоваться и на рынке СНГ.:)
Еще одно направление – поиск потенциальных кандидатов на новом для вас рынке. Например, вам нужно найти несколько человек для открытия  представительства компании в Ивано-Франковске. В этом случае логично начинать поиск среди друзей ваших сотрудников в этом городе.
Третий вариант – вам нужны кандидаты из Украины для работы на проекте в Корее. Конечно, предпочтительнее будет найти специалистов, которые уже были в этой стране раньше.
Безусловно, это далеко не все возможности для использования Graph Search. Я думаю, что каждый может найти для себя какие-то особенные запросы в зависимости от текущих вакансий и задач. Буду признателен за ваши идеи в комментариях к этой статье.

Напоследок хочу еще раз отметить, что не стоит сейчас смотреть на Facebook как серьезного конкурента LinkedIn в сфере рекрутинга.  Скорее всего, именно LinkedIn поможет вам найти нужного кандидата с оптимальным соотношением затраченных усилий к результату.J  Но если вы работаете над сложной вакансией, где типовые подходы к поиску не приносят результата, возможно, именно Facebook окажется инструментом, который сможет вам помочь.

3 comments:

Mikita Bleshchyk said...

Хотел покрутить в руках сей инструмент, но почему-то все ссылки ведут на страницу-заглушку "Попробуйте бета-версию социального поиска" с предложением записаться в лист ожидания. В чем может быть проблема?

italabre said...

Facebook еще не для всех пользователей активировал этот функционал. Нужно добавиться в лист ожидания и доступ появится в течение нескольких дней.

Елена Мильченко said...

или Вы можете поменять язык на English (US) и пользоваmmся этой функцией

Post a Comment

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...