Несмотря на то,
что я занимаюсь рекрутингом уже больше 7 лет и люблю то, что делаю, иногда мне
жаль, что эта профессия настолько дискредитирована на нашем рынке. Часто перед
тем, как начать продуктивное сотрудничество с клиентом, приходится тратить
время на то, чтобы разуверить его в определенных стереотипах по поводу
рекрутинга. В большинстве случаев эти
стереотипы формируются после работы с людьми, которые случайно попали в
индустрию подбора персонала, либо не до конца понимают, чего же на самом деле
от них ожидают клиенты.
Как по мне, есть несколько объективных причин столь низкого авторитета рекрутера:
- низкий порог вхождения. Для того, чтобы начать работу рекрутером, обычно не требуется специального образования или знаний;
- финансовая мотивация. успешный ИТ-рекрутер может зарабатывать хорошие деньги уже во время своего первого года работы;
- незрелость рынка. У нас рекрутинг – это относительно молодая профессия, которая стала популярной всего 10-15 лет назад.
Вот только некоторые цифры в подтверждение вышесказанного на основании самостоятельного исследования LinkedIn. В США часть рекрутеров, у которых больше 5 лет опыта, составляет 66%, в Британии этот же показатель – на уровне 59%, а вот для Украины, России и Беларуси это всего лишь 33%. При этом у нас процент специалистов, у которых меньше чем 2 года опыта, составляет почти 30%.
Я всегда с
подозрением отношусь к тем, кто пытается повысить свой авторитет за счет очернения
коллег по цеху, поэтому не буду приводить здесь длинный список «грехов», замеченных
за коллегами. Хотя, если уж совсем откровенно, то у рынка есть веские основания
для того, чтобы нас недолюбливать.
Вместо этого хочу
составить список действий, которых не стоит предпринимать, если вы занимаетесь
подбором персонала.
- Никогда, никогда не отправляйте приглашение в LinkedIn незнакомому человеку, используя стандартный текст типа «I'd like to add you to my professional network on LinkedIn». Конечно, нет ничего зазорного в том, чтобы ради экономии времени отправить такой текст давнему знакомому, который точно вас помнит, но, если же вы пытаетесь установить контакт с кандидатом, никогда не используйте обезличенный темплейт.
- Всегда проверяйте, что вы не ошиблись с именем при обращении к кандидату.
- Не делайте массовых рассылок, если вы не уверены в том, что ваше сообщение релевантно для адресата.
- Не отправляйте пассивному кандидату длинный список позиций (без вменяемого описания), предлагая самому выбрать то, что нравится.
- Не спрашивайте кандидата, которого сами выдернули на интервью, почему он хочет работать именно в вашей компании.
- Читайте профиль/резюме кандидата перед тем как звонить/писать и предлагать «интересную вакансию». Если вы ожидаете, что кандидат найдет время вам ответить – сделайте свой home work и соберите о нем максимум информации.
- Не спрашивайте у пассивного кандидата резюме и зарплатные ожидания в первом письме/сообщении.
- Не предлагайте кандидатам тестовое задание как первый шаг рекрутингового процесса, выделите время на то, чтобы познакомиться со специалистом и «продать» ему вашу позицию.
- Пересмотрите список вопросов, которые вы используете во время интервью и спросите себя, какова цель каждого из них. Если ответа нет – вычеркните: вы сэкономите свое время и время кандидата.
- Не исчезайте после того, как ваш кандидат не прошел интервью. Обратная связь может быть короткой или развернутой, в зависимости от многих факторов, но она обязательна.
- Если вы звоните кандидату перед тем, как начать продавать «интересную позицию», поинтересуйтесь, удобно ли ему говорить.
- Найдите время для того, чтобы изучить резюме до начала собеседования.
- Не превращайте интервью в допрос (особенно если вы собеседуете кандидата, который не ищет работу). Не забывайте, что кандидат во время собеседования тоже имеет право оценивать компанию, которая его пригласила.
- Если вы размещаете вакансию, будьте готовы ответить на дополнительные вопросы кандидатов и подтвердить получение их резюме. В крайнем случае, укажите в тексте вакансии, что сможете связаться только с людьми, резюме которых прошло предварительный отбор.
Еще раз хочу обратить внимание на то, что
эти правила не помогут превратить новичка в успешного рекрутера – это скорее
базовые вещи, соблюдение которых позволит вам не портить репутацию профессии и
свою собственнуюJ.
Удачной охоты!
7 comments:
И еще важно: уважайте и цените время кандидата. Не заставляйте ждать начала собеседования. А если задержка произошла не по вашей вине, обязательно извинитесь и поблагодарите за ожидание.
Я предполагаю, что проблема не в небольшом среднем количестве лет на позиции, а в близком к нулю количестве книг, семинаров, блогов поглощенным рекрутером :) От еще годика (или пяти) повторения все тех же действий вырабатывается устойчивая привычка, которую потом уже и хорошим тренингом так сразу не пронять :)
Насчет чтения профиля:
Я добавил к себе в профиль ссылку[1], где описывал, как ко мне лучше подкатывать (я например люблю все детали по вакансии сразу). В ней же говорил, что упомянувший ее получает от меня плюс в карму. Из последних 10+ контактов с рекрутерами только одна девушка это сделала. Дружим :)
P.S. Так держать :) Айда делать рекрутинг приятным и полезным для всех сторон! :)
[1] http://swiftbricks.com/1029-a-successful-random-recruiters-guide-to-talking-to-me
ура! еще один пост, который так необходим новичкам в деле, но так и не будет ими прочитан.
дай б-г, каждый руководитель будет выдавать такой в первый рабочий день своих стажеров или новичков.
@Ivan согласен что количество лет опыта не всегда равно экспертизе, но все же обычно люди с большим опытом делают меньше именно базовых ошибок. Насчет ссылки отличная идея, можно сразу отсеивать тех рекрутеров кто не нашел времени прочесть профиль:)
@komaweisses откровенно говоря, для меня гораздо интереснее писать о чем то более сложном чем изменения текста приглашений в Linkedin:) Но я вот недавно понял что мой блог действительно иногда рекомендуют руководители своим новичкам в первый рабочий день и решил этим воспользоваться. Если из полторы тысячи людей которые читали статью вчера наберется хотя бы 50-100 новичков кто возьмет эти правила на вооружения то значит это уже того стоило.
Спасибо большое за статью, ооочень полезно, кратко, информативно. новичок)
Мне кажется многие вещи, о которых Вы написали в этой статье, можно отнести скорее к общей деловой (и просто взаимночеловеческой) этике, и которые являются базовыми для любой профессии, предусматривающих взаимодействие людей. И это очень-очень грустный факт.
Post a Comment